Скажу честно и развею иллюзии новичков: если вы хотите лежать с пина коладой на пляже, пока ваш магазин на WB генерит деньги - не начинайте. Здесь нет легких денег, это бизнес, где всегда надо держать руку на пульсе (точнее на цифрах).
Я всегда был связан с товарным бизнесом и понимаю его специфику, я не начинал с нуля - у меня уже был онлайн магазин, персонал, поставщики и небольшое производство в городе. К моменту захода на WB я набил шишек и обладал базовыми знаниями в финансах: уже отслеживал основные показатели бизнеса с помощью помощника.
И несмотря на это спустя 1 год продаж на площадках, я не понимал что происходит. Продукция стабильно грузилась на склад, затраты на производство и персонал выросли в 3 раза, по отчетам были приятные цифры по выручке - мы достигли 5 млн.руб. Но ощущения, что мы масштабировались не было. Точнее проблем с кешом стало больше. И если я понимал, с каким результатом работает моя розница и опт, то вообще не понимал, что я получаю с маркетплейса.
Разобрался с помощью финансиста. Оказалось, что мы некорректно вели учет запасов, выручки, прибыли, себестоимости, ставили слишком низкие цены, а 70% ассортимента продавалось в убыток. Оказалось, что бухгалтерская отчетность и операционная - разные вещи. Также оказалось, что за год мы сработали в минус 3 млн.рублей, а на складах маркетплейса лежало продукции на 1,5 млн.рублей, которая не продавалась. Был шок.
Дальше в течение 6 месяцев мы выстраивали систему управленческого учета для всего бизнеса, включая маркетплейсы. В штате есть финансист. Теперь я ежедневно вижу основные показатели, ежемесячно мониторю полную ситуацию в компании, стабильно вывожу дивиденды, реально понимаю где мои деньги и что мне ждать через месяц. Я впервые понимаю, что управляю своим детищем, чувствую масштабирование и любое решение проверяю на цифрах (будь то персонал, поставщики, ассортимент или каналы продаж). Просто ли мне - нет. Но я знаю, что из любой ситуации найду решение и его последствиями не будет несколько десятков миллионов минусом через год.
На маркетплейсах по-прежнему продаем, только 10% всего ассортимента. И делаем на этом 50% всех продаж. Я знаю одно - у крупных селлеров в составе команды целые финансовые отделы. Это единственно верный вариант прогнозируемого и эффективного бизнеса. Мне есть куда расти.